18 июля 2022 года, понедельник, день 1
Ура, вот мы и в Омске! А то мы уж собирались пристать к ни в чём не повинной проводнице насчёт того, а долго ли ещё? А когда уже Омск? А теперь Омск? А почему так долго не Омск? А почему так мало времени? А потому что часовой пояс другой, деточки — вот ещё одно разительное отличие Омска от Красноярска.
Омск — город жаркий и солнечный. По крайней мере, мне он показывается только с этой своей стороны — уже второй раз. Наверное, старательно косит под Казахстан, до которого тут рукой подать. Омск — город памятников. Звучит не очень, но на деле всё не так страшно, а скорее даже наоборот — очень мило. Памятничков тут просто какое-то невообразимое количество, и с каждым из них хочется сфотографироваться, обязательно приняв при этом соответствующее положение тела. Фотографироваться же с Лениным и с Достоевским (точнее, с обоими во множественном числе), нам не позволил пиетет к этим замечательным мужчинам. И если Лениных завались в любом городе нашей необъятной, то по количеству памятников Достоевскому Омск, безусловно, лидирует. Но об этом позднее.
Омское метро — это мем, известный далеко за пределами самого Омска. О нём слагаются легенды, у него есть свой логотип, жетоны, схема будущих линий и, конечно, много-много сувенирной продукции. Нет только самого метрополитена, но это так, мелочи жизни. Тем более нельзя сказать, что его нет совсем: одна станция всё-таки есть, да какая — библиотека имени Пушкина!
Омичи используют свой «метрополитен» в качестве креативного пространства, где размещают различные концептуальные инсталляции на острые темы — это называется «Проект М».
Мы, конечно же, не могли обойти стороной местную легенду, а потому побывали на одной из таких выставок. Тема была не просто острая, а я бы сказала острейшая, а инсталляции были странненькие и даже местами какие-то наркоманские. Однако сибирская птицефабрика, равно как и фабрика грёз — романтика по-омски, а также твёрдая богиня Durum dea не смогли оставить нас равнодушными.
На Соборной площади мы осмотрели следующие замечательные монументы:
Олень (очень горячий, но возможно, что такая температура тела для него нормальна);
Марафонец, а рядом с ним — список омичей, которые пробежали марафон (вот лишь бы похвастаться, чесслово!);
Успенский собор, который во времена советской власти был разрушен, а в начале XXI века — наоборот восстановлен — на средства, собранные горожанами;
Прилично так погрызенный с углов куб, гласящий «Царю вободителю — лагодарный одъ». В общем, как хотите — так и понимайте. Чем-то мне это напоминает памятник «Гранит науки» в Абакане.
И — самый вообще главный монумент в Омске, на мой взгляд — дети, кормящие пингвинов. Как отмечается на просторах всемирной паутины, «скульптура довольно заметная и необычная для сибирского города» — и тут уже не поспоришь, конечно. Композиция эта была установлена в 30х годах прошлого века, и о её авторах ничего неизвестно — большое упущение, я считаю. Мораль: не надо забывать о братьях наших меньших. В первую очередь о Фёдоре. Он ведь младше меня на целый месяц и вообще как брат.
Омская крепость — это сторожевое укрепление Сибирской линии, возведённой в XVIII — XIX веках для защиты южных границ от набегов кочевников. Именно с постройки первой крепости в 1716 году и началась история города Омск. Правда, эта самая первая крепость не сохранилась ни в каком своём виде — она была окружена не каменными стенами, а всего лишь бревенчатым частоколом и земляным валом — а от второй крепости остались только ворота: Иртышские, Тобольские, Тарские и Омские, при этом все ворота, кроме Иртышских, восстанавливались и реставрировались. Мы сегодня посетили только Тарские ворота — близ памятника некоему Сергею Иосифовичу Манякину, советскому и российскому партийному и государственному деятелю — и ворота Иртышские, смотрящие прямо на великую сибирскую реку Иртыш.
Также на брегу Иртыша мы обнаружили так называемую экзистенциальную лавочку. На ней нужно наблюдать текущие неторопливо вдаль воды Иртыша и размышлять о вечном. Местные жители, однако же, судя по всему не догадываются об истинном предназначении экзистенциальной лавочки и потому смотрят вовсе не на воду, а в экранчики телефонов.
Прогулялись по улице Ленина и по Любинскому проспекту. Дома на Ленина, хотя и спроектированы разными авторами, достаточно гармонично сочетаются друг с другом и образуют единый архитектурный ансамбль, который придаёт улице дух дореволюционного старого Омска. Застройка улиц «в строку», когда здания разной этажности примыкают друг к другу торцами, характерна для градостроительной практики того времени: это было связано с непомерно высокими ценами на земельные участки в центре.
Любинский проспект — это часть улицы Ленина, и это не его официальное название: по-настоящему он называется Чернавинским — в честь генерала Чернавина, городского головы в 1870-е годы. Многие дома на Любинском проспекте раньше были купеческими особняками, что легко объясняет его яркость, пестроту и разнообразие красок на фасадах исторических зданий: владельцы особняков очень хотели выпендриться перед соседями, а быть на них похожими — наоборот — не хотели. Вот вам и результат.
Здесь же, на Любинском проспекте, на каменной скамеечке чинно восседает каменная же одноимённая девушка — Любочка, стало быть. Собственно, в честь неё проспект и получил своё народное название. Статуя «Люба» была установлена в 1999 году, но изображает человека совсем из другой эпохи — XVIII века. Люба, или, что более уважительно, Любовь Гасфорд, была супругой генерал-губернатора Омска в 1851 году. Была она его супругой совсем недолго, поскольку вскоре после приезда в Омск девушка заболела чахоткой и скончалась. Однако за столь короткий срок Любовь Фёдоровна успела снискать любовь омичей, потому и памятник ей поставили аж через 150 лет после смерти, и Любина роща больше 50-ти лет (с 1851 по 1905 год) просуществовала. Вот чего можно добиться внимательным отношением к бедным и обездоленным.
Оценили мы и другие скульптуры улицы Ленина:
Знаменитого сантехника Степаныча, который, в отличие от той же Любочки, не читает книжку на лавочке, а работает.
Городового, накрутившего себе усы по самые уши и бдительно следящего за движением транспорта. Рядом с ним сидит маленькая собачка, которую посадили тут не так давно, но голова которой, вопреки этому факту, сверкает просто ослепительно.
Ван Гога, который отрезал себе ухо, а теперь пишет свои подсолнухи и страдает. Что неудивительно: больно же. Да ещё подсолнухи к тому же.
Зашли в местную замечательную кафешку под названием Coffee Anytime, и теперь, во-первых, «Хьюстон, у нас эклеры», а во-вторых мы срочно переименовываемся в Дарью кокос, (смайлик) К кор, МК амор и Федю Клс. По крайней мере, работники кофейни решили называть нас именно так, а нам не жалко.
Очень упорно искали открытки — вместо этого в книжном напоролись на агрессивную лекцию о преимуществах бумажных книг перед электронными. Лучше бы они там открытки рисовали, чем нормальным туристам мозги выносить.
Побывали в гостях у святых Петра и Февронии Муромских в одноимённом сквере. С облегчением упали в теньке на лавочки — денёк стоял жаркий — и немедленно оказались облеплены тучей из голубей. Восторгам Таи и Феди не было предела, мы же с Кириллом отнеслись к птичкам с гораздо меньшим энтузиазмом — крысы города потому что, (птички, не мы).
Прогулялись по пешеходной улице имени Чокана Валиханова. Фонтаны-кристаллы очень необычные и симпатичные. Долго спорили насчёт того, кто изображён на торце дома: я считала, что это Дон Кихот, тогда как Кирилл видел в этом существе какого-то русского богатыря. Так ни к чему и не пришли в итоге.
Были в Дзержинском сквере, в котором, судя по maps.me, было несколько "произведений искусства" — и это правда.
Пытались столкнуть с места шарик на площади Бухгольца — не получилось, увы.
Мешали влюблённым на свидании — тактичности нам не занимать, да.
Отдельным квестом было заселение в квартиру. Думаете, это просто? Пришёл по указанному адресу и получил ключи? Как бы не так! Найти дом (другой, не тот, где жить будем), позвонить 3 раза, забрать из почтового ящика ключи (только определённой формы и размера, а другие не трогать), найти конечный, то бишь наш целевой дом. Мы-то конечно стреляные воробьи (или скорее голуби) и потому справились, но было непросто, честно вам скажу. Ещё и заборов везде понастроили, не пройти не проехать! И дом наш длится примерно километр, так что если ты проскочил нужную лазейку, то всё, топай теперь километр вперёд и ещё столько же в обратном направлении. Вот.
Вечером устроили себе культурный выход в кино, а именно в КДЦ имени Маяковского. Кинотеатр этот родом прямиком из СССР — даже названия фильмов были напечатаны просто большими чёрными буквами на просто белой бумаге. Зато в маленьком уютном кинозале мы были совершенно одни и потому весь фильм очень громко и бурно обсуждали происходящее на экране. Правда, под конец фильма к нам присоединились ещё и тётушки-работники кинотеатра — видимо, сильно им не терпелось выгнать нас уже наконец.
Вечером нам включили феерический закат над рекой — покруче всяких там фильмов. А потом мы на всех парусах неслись в ближайшую пятёрочку, чтобы успеть в неё до закрытия. Ещё бы, ведь без йогуртов ночь бы мы не пережили. Это точно.