3 августа 2022 года, среда, день 2

Сегодня я ходила-бродила по центру города одна. Действительно, в одиночных прогулках что-то есть, хотя существом асоциальным я себя назвать ни в коем разе не могу. Но всё-таки приятно иногда не планировать ничего конкретного, ни с кем ни о чём не договариваться, а простраивать маршрут прямо в режиме реального времени и учиться понимать, чего и куда тебе хочется именно сейчас, в данный конкретный момент. Что не так-то и просто, на самом деле.

Стартовала я в Лагерном саду: полюбовалась сверху на гладкую ленту реки Томь, на пушистые и уютные зелёные холмы на противоположном берегу, а над головой у меня раскинулся высокий купол неба.

Дальше я шла вниз по проспекту Ленина, периодически сворачивая с него то вправо, то влево в поисках очередной достопримечательности. На улице с гордым названием «Московский тракт» мной был обнаружен музей Томского пива — это вам не какой-то там краеведческий музей, который есть в каждом городе, это кое-что более оригинальное! Оказывается, пивоваренное дело появилось в Томске в 1877 году, когда прусский подданный Карл Крюгер создал здесь первый завод. Здесь же располагается соответствующий ресторан под названием «У Крюгера», который строго предупреждает, что «чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью». Снимая с себя таким образом всю ответственность за последствия пребывания в этом замечательном местечке. И это правильно, потому что чувство меры — это личная ответственность каждого человека.

И с этим не поспоришь

На Московском же тракте, среди маленьких и неказистых частных домиков, располагается белая красавица-мечеть. Смотреть на неё следует исключительно снизу вверх, и не только из соображений почтительности и уважения, (хотя и из них конечно тоже). Дело в том, что мечеть огорожена высоким забором, далеко не самым высокохудожественным, зато ярко-голубое небо и лёгкие перистые облачка дополняют картинку практически до идеала.

В Томске есть ещё другая — Красная мечеть, но в силу логистики и спонтанности моих перемещений увидеть её мне не удалось, хотя и хотелось.

Ещё обитатели Московского тракта

Побродила по Сибирскому ботаническому саду при ТГУ. Ботсад этот примечателен соответственными Ботсадовскими, или же Университетскими, родниками.

Сам ботсад был основан в 1885 году Крыловым (совсем даже не баснописцем И.А., а неким П.Н.), а 10 лет спустя, в 1895 году, инженер Николай фон Ренкуль построил здесь университетский водопровод, который заполнялся водой как раз-таки из тех самых Университетских родников. Интересно, что воды хватало не только непосредственно университетскому городку, но и соседним районам. В XIX веке здесь было десять родников, сейчас их осталось семь, что, согласитесь, тоже немало. Другой вопрос, что многие из этих родников, даже при наличии названия, таблички с информацией о химическом составе воды и грубоватой лавочки для отдыха, практически пересохли и представляют собой зрелище достаточно-таки плачевное, но это уже мелочи жизни.  

Большинство родников названо в честь различных знаменитых чуваков, преимущественно ботаников и химиков, потому что а) сад вообще-то ботанический и б) химический состав воды делать тоже надо, а то нечего будет писать на табличках.

Также в интернете утверждается, что где-то здесь есть родники с такими поэтичными названиями, как «Философ», «Дионисий», «Алексий», «Святая Анна», а также менее поэтичные «Волонтер» и «Пограничный», но мне их обнаружить не удалось, как я ни старалась.

В той части ботсада, что расположена ближе к проспекту Ленина и непосредственно к университетам, можно ознакомиться с различными информационными стендами по типу «Ядовитые растения», «Легенда о цветке папоротника» и «Белкины секреты», что особенно мне мИло, потому как белки вроде бы такие хорошенькие, серенькие/рыженькие и пушистые, но секреты свои хранить умеют и никому их не раскрывают, даже коренным жителям Новосибирского Академгородка. А тут на тебе: расписано всё подробненько, да ещё красивым шрифтом и с картинками.

Но почему-то не подписано, где какое дерево

Вдоль тропинок тут и там в абсолютно голую землю понавтыканы таблички, гласящие, что здесь произрастает такое-то и такое-то растение, цветёт тогда-то и тогда-то, используется для того-то и того-то, но жрать нельзя, поскольку ядовитое. Хорошо, жрать не будем, хотя и хочется.

Отдельным квестом было выбраться из ботсада: все тропинки здесь почему-то ведут либо в забор, либо сначала в болото, а потом тоже в забор.

Погуляла по саду (по обычному, не по ботаническому) при ТГУ. Сад в целом и ТГУ в частности порадовали: здесь почему-то не слышно шума проспекта, а вместо этого играет приятная ненавязчивая музыка; очень много зелени, красивые скульптуры и необычные инсталляции.

Буду! Не важно что, но буду обязательно

Менделеев сосредоточенно чертит план Томского императорского университета, а Флоринский бдительно наблюдает, как бы Дмитрий Иванович не напортачил. Оба они всерьёз задаются вопросом, что же такое жизнь.

Каменные бабы передают всем гостям университета привет с Алтая.

Лавочку примирения я в этот раз не нашла, как ни старалась, зато нашла очень оригинальную инсталляцию 2021 года издания под названием «Исчезающий вид». Это произведение современного искусства представляет собой композицию из трёх арок, которые олицетворяют три стадии грядущей истории: настоящее, в котором пока ещё сохранилась уникальность архитектурного наполнения города, ближайшее будущее, в котором деревянные дома, если за ними должным образом не следить, будут больше похожи на пепелище, и пустое будущее, серое и холодное, как бетон, кроме которого ничего нет. Интересная концепция, но довольно жутковатая, поскольку даже арка-настоящее, в котором вроде как всё хорошо, сочетает в себе несочетаемое, выглядит из-за этого абсолютно неудобоваримо и наглядно демонстрирует тот факт, что у нас проблемы уже сейчас, как это ни печально.

Без открыток — никуда. Какой смысл ехать в другой город, если не отправлять оттуда открытки? Казалось бы: всего лишь кусочек картона, а не отправишь его — и никто не поверит, что ты действительно здесь был. Поэтому, недолго погрустив о нашем странном настоящем, я совершила налёт на сувенирный магазинчик и закупилась этими материальными подтверждениями моего здесь пребывания. Также успешно обнаружила главпочтамт и накупила марок, приведя в замешательство одну из доблестных работниц почты России, («странно: 90 рублей — не деньги...», да как же не деньги, когда на них можно отправить целых 5 открыток). Совместила сочинение приветов друзьям с прекрасным кофиём в кафешке под очень мужественным названием BABA ROMA.

Прогулялась по набережной, сфотографировала на память Барсика на плече у того самого великого русского писателя.

И он здесь был!

Посетила Первый музей славянской мифологии, а именно 2 выставки в нём.

Чего только не встретишь в этой славянской мифологии...

Первая — «Латиница и кириллица» — выставка каллиграфических работ студентов РГУ им. Косыгина. Выставка эта состоит из трёх частей: латиница от Античности до Ренессанса, национальное славянское письмо: устав, полуустав, вязь и скоропись, а также полотна «Орнаменты народов России». Интересным и оригинальнымбылоне только художественное оформление текстов, но и сами тексты, как-то: Алиса в стране чудес, Властелин колец, «О человеческом сердце» из медицинского трактата, о шахматах, песня группы Рамштайн, рецепт изготовления железо-галловых чернил, сказка «Похороны козы», легенда о волшебном цветке папоротника.

Алиса в стране чудес
Властелин колец
"О человеческом сердце" из медицинского трактата
Шахматы

Сказка «Похороны козы», устав:

Жили-были старик со старухой. Не давалось им детища, только и был у них, что козёл. Старик никакого мастерства не знал, плёл одни только лапти, тем и питался. Привык козёл к старику: куда старик ни пойдёт, туда бежит (козёл, не старик). Вот однажды случилось идти старику в лес за лыком, и козёл пошёл за ним. Пришёл старик в лес, начал лык драть, а козёл бродит там и сям и травку щиплет травку щиплет (повтор из оригинального текста); да вдруг перед ним рыхлая земля, начал рыться и вырыл котелок с золотом. Видит старик, что козёл трехтит землю, подошёл к нему и увидал золото, несказанно возрадовался, побросал свой лык и взял деньги и…

Продолжение следует.

Спрашивается: где здесь похороны козы или хотя бы просто коза? Сплошные тайны и загадки…

Легенда о цветке папоротника:

Из широколистного папоротника является цветочная пучка и поднимается постепенно, она то движется, то останавливается и вдруг зашатается, перевернётся и запрыгает, как живое. Иные даже слышат глас и щебетание. Когда созреет пучка, она разрывается с треском, вся покрывается огненным цветом, что глаза не могут вынести — так и пышет от него жаром. Вокруг и вдали разливается яркий свет. Распускается цветок всего на мгновение. Его стерегут духи мрака, хлада и смерти. Человек, который найдёт цветок, приобретёт чудесные знания и способности. Нечистая сила потеряет власть над ним. Он может быть невидимым и увидеть скрытые в земле сокровища.

Совсем неплохо, мне кажется.

Старинная украинская легенда:Счастливо жила дочь с отцом, его звали Иван Купало, а дочь — папоротник, но отец за доброе её сердце и красоту звал дочку цветок. (Вот ведь странный какой мужик). Однако счастье длилось недолго. Привёл Иван Купало мать для своей дочери, а для себя — жену. Думалось, жизнь станет ещё лучше, но нет. (И — разочарование). Однажды в ясную ночь, когда лесник пошёл на охоту, мачеха стала варить зелье и говорить странные слова, а в полночь превратилась в колдунью. Она заметила, что падчерица всё видела. А девушка с перепугу бросилась из хаты, куда глаза глядят. Долго бежала, а потом обессиленная упала на землю и потеряла сознание. (А потому что надо было тренироваться!). В это время злая мачеха-колдунья наложила на девушку свои чары: будь кустом высоким травяным. (Это как???) Следы, оставшиеся за тобою, пусть прорастут таким же кустом. Не найдёт тебя отец, и люди не увидят. Твоя красота уничтожена, и только один цветок тебя спасёт. А появляться он будет раз в три года в полночь.

Пришёл Иван с охоты и увидел книгу, в которой были писаны различные заклинания. Прочёл он в ней и о дочери от страха едва не потерял сознание. Собрался с силами, поднялся, положил книгу и о том, что читал, не сознался жене, чтобы и его со света не сжила. С того дня не мог он найти покоя, всё ходил искал следы дочери. Через год в лунную ночь увидел он, как жена сбросила с себя все одежды, превратилась в чёрную птицу, заухала и улетела. Быстро собрал одежду колдуньи, бросил в костёр и книгу тоже сжёг. Когда всё сгорело, скрылся он в кустах, злую птицу ждать. Прилетела птица, превратилась в человеческий облик, оглянуться не успела, как сердце её пронзила стрела. Так умерла злая колдунья. (Довольно бесславно). Взял мёртвое тело колдуньи Иван и спрятал в выкопанную могилу. Добро за добро, а зло за зло, лучшей казни для тебя не придумаешь. (А вот тут можно и поспорить).

Конец

Продолжения не будет.

Такая вот грустная сказочка. А мораль? Мораль у каждого своя.

Вторую экспозицию — «Старый добрый Томск» — мы уже видели в ноябре, но повторить никогда не помешает. На выставке были представлены:

1. Лавка купца, который торговал семенами, соленьями да цветами искусственными. На всех полочках лежали крайне важные и необходимые вещицы.

Лавка в целом

2. Купеческая гостиная, а в ней стол и старинный буфет со всякой всячиной. Можно было выдвигать ящички стола, «печатать» на машинке, брать специальными щипчиками типа сахар — в общем, полноценно погружаться в эпоху, чем я радостно и занималась. Без тяжких последствий для этой самой эпохи.

3. Реконструкция дореволюционного фотоателье. Это сейчас нам ничего не стоит щёлкнуть на смартфон всё, что нам хочется, а тогда, в начале XX века — это было не хухра мухра. Целое событие.

А ещё я видела чехол от Марины, который без Марины смотрится куда хуже, чем с ней. Что неудивительно.

Чехол от Марины без Марины, август 2022
Чехол от Марины с Мариной, ноябрь 2021

Также я прочитала несколько историй предприимчивых купцов Томска дореволюционного, которые вот так вот ррраз — и из простого ямщика в миллионеры и благотворители. Всем бы так.

Да легко!
Уже в XIX веке можно было проводить вебинар о том, как заработать миллионы

После я побывала на Воскресенской горе. Из новенького — нечто вроде панно, посвящённое тому, что «Я в Томске...». Все варианты были безусловно хороши.

Забралась на пожарную каланчу — хотелось традиционно посмотреть на город сверху — и город, вид сверху нимало меня не подвёл — панорамы открылись шикарные.

А ещё была уникальная возможность направить свои запросы к мирозданию по одному из адресов:

1. В ноосферу.

2. Во вселенную.

3. Волшебнику Гудвину.

У меня только один вопрос: ГДЕ ПОЧТА РОССИИ??!!

Вечером у нас был культурный выход в органный зал филармонии, что в Краеведческом музее. Это очень хорошо, что на концерт я пошла не одна, потому как одна я бы радостно припёрлась совершенно не туда — а именно в основное здание Томской филармонии. А так всё обошлось без приключений.

Ну вот: пофоткались - на концерт идти необязательно

На концерте давали Баха и Таривердиева. Эти композиторы действительно очень близки по своей музыке, хотя их разделяет, ни много ни мало, два столетия. Таривердиев «учился» у Баха; у него даже есть специальный цикл, который называется «Подражание старым мастерам» — одна из хоральных прелюдий этого цикла как раз звучала сегодня вечером. Было много музыки из кинофильмов: «Семнадцать мгновений весны», «Старомодная комедия», «До свидания, мальчики» — очень светлая, нежная и пронзительная музыка. Узнала, что помимо всем известной и уже практически попсовой токкаты и фуги ре минор у Баха есть ещё одна токката и фуга ре минор, называемая дорийской, или дорической, — гораздо менее известная и заезженная, но ничуть не хуже той, что музыканты в шутку называют эпидемической.

Органистка Томской филармонии Мария Блажевич не только играла на трёх инструментах: на органе, рояле и клавесине — но и сама вела концерт, общалась со зрителем, давала нам информацию, которая помогала лучше понять музыкальный материал, за что ей огромный респект.

Концерт завершился общегрупповым пением «Маленького принца» под органный аккомпанемент, что было очень необычно, но безусловно прекрасно.

А в конце этого замечательного дня нам показали совершенно феерический закат над Томью, да ещё и бонусом — какие-то странные танцы под странную музыку и почему-то африканцев. Чего только не увидишь в Томске.

Вечерний прЛенина
Фламенко?